Архитектура системы Quiz.com.ua

Как уже отмечалось, наши мультимедийные обучающие системы курса ДО состоят из двух главных модулей: Модуля обучения и Модуля контроля знаний (Тестирование).

В зависимости от целей и задач конкретного курса ДО, возможны различные варианты связи модулей между собой. 
Например, Модуль обучения разбит на несколько информационных разделов, в конце каждого раздела обучаемому предлагается ответить на ряд вопросов. При правильном ответе, - система предлагает следующий вопрос.
Реакция системы на неправильный ответ может быть организована по-разному, в зависимости от конечной цели тестирования, например: 
- автоматический возврат в конкретный информационный подраздел, 
- появление сообщения о неправильном ответе, дополненное звуковым сигналом, 
- тестирование не прерывается, испытуемый не информируется о неправильном ответе, подсчет правильных и неправильных ответов осуществляется после ответа на последний вопрос и.т.п. 
Таким образом, тестирование знаний осуществляется непосредственно в процессе обучения (в соответствующем разделе данной публикации мы более подробно остановимся над вопросом реакции системы ДО на ответ обучаемого). 

Возможен вариант, при котором Модуль обучения не связан с Модулем контроля знаний. Обучаемый может в любой последовательности изучать материал представленный в Модуле обучения и по своему усмотрению перейти к тестам. При таком варианте реализуется односторонняя связь Модуля контроля знаний с Модулем обучения: при неправильном ответе тестирование прекращается и система автоматически возвращает испытуемого в соответствующий информационный раздел Модуля обучения.

Для того, чтобы сделать объективную систему оценки знаний врача и для документирования процесса тестирования система дополняется Модулем формирования отчета тестирования. Отчет содержит: 
- календарную дату и общее время, потраченное на выполнение теста,
- латентное время, - усредненный интервал времени в секундах, который обучаемый потратил, обдумывая ответы на вопросы,
- количество правильных и неправильных ответов,
- ответ на тестируемого на каждый вопрос.

Рис. Пример автоматического отчета о сдаче теста, поступающего на сервер Quiz.com.ua после ответа на последний вопрос

Таблица 1.Архитектура курсов ДО системы Quiz.com.ua

Модуль системы

Функция

Модуль обучения

Содержит обучающую информацию (контент) и систему управления процессом обучения, предоставляет доступ к различным структурам и разделам (навигация), обеспечивает интерактивность, позволяет проигрывать на компьютере мультимедийную информацию - видео, звук, анимацию, 3D и.т.п.

Модуль контроля знаний, включая подсистему
тестов и подсистему мониторинга.

Содержит вопросы и ответы (тест), организовывает подачу вопросов в установленном порядке*, принимает ответы, реагирует на правильные и неправильные ответы, фиксирует время, потраченное на тестирование и количество правильных и неправильных ответов.

Модуль формирования отчета

Создает результирующий файл (отчет).

Модуль доставки информации

Осуществляет доставку отчета на сервер компании в режиме on-line.**

*порядок подачи вопросов может быть последовательным ( с 1-го по последний) или рандомизированный (по методу случайных чисел). Установка порядка подачи осуществляется при программировании системы, в зависимости от конечных целей тестирования (более детально см. ниже).
**в случае необходимости ( при on-line доставке) отчет может поступать в базу данных.

Модуль обучения

Существует определенная зависимость между различными формами представления информации и степенью ее восприятия. Эффективность восприятия различных форм информации при обучении представлена в Табл.2.

Таблица 2. Эффективность восприятия различных форм информации при обучении*

Форма обучающего материала

Усвоение

Печатный текст ("бумажный" носитель)

9%

Текст на экране монитора компьютера

3%

Аудиозапись (1-кратное прослушивание)

17,5%

Графическая информация (фото, рисунки, графики, диаграммы)

22%

Синхронное звуковое сопровождение графической информации

28%

Видеозапись (1-кратный просмотр без звука)

32%

Видеозапись (1-кратный просмотр со звуком)

51%

*Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М., 2003. - 616 с.
Анализ данных Табл.2 показывает, что для достижения максимального эффекта, главной задачей планирования будущего  курса ДО является правильное сочетание всех форм информации в системе.

Рассмотрим более детально различные формы информации, применяемые в МОС.

Текст на экране монитора
 . Несмотря на то, что эта форма информации имеет самый низкий процент усвоения, полностью отказаться от экранных текстов невозможно. Легкость и удобство восприятия текстовой и информации во многом определяется формой визуального представления документа на экране монитора. Шрифт должен быть хорошо различим и удобен для чтения, должен быть легкий переход от страницы к странице, и.т.п. Наш опыт разработки и создания систем ДО показывает, что наибольший эффект достигается следующей комбинацией: экранный текст, плюс возможность его вывода на принтерную печать.

Аудиозапись.
 При создании систем ДО аудиозаписи лекций и докладов не нашли широкого применения. Более интересным, с точки зрения создания эффективных систем ДО является синхронное звуковое сопровождение графической информации, например, авторский комментарий слайдов. По мнению А.К.Гультяева, нецелесообразно применять звуковой ряд для повышения восприятия фрагментов текста (Гультяев А.К. Macromedia Authorware 6.0. Разработка мультимедийных учебных курсов. - СПб., 2002. - 400с).

Графика
. Иллюстрации являются инструментом усиления восприятия текстового материала и широко используется в системах ДО. Наиболее мощное воздействие оказывает применение анимированной графики, получившей широкое распространение благодаря технологии Macromedia Flash. Озвученные Flash-фильмы не уступают, а иногда превосходят реальное видео по информативности. Например, при помощи реального видео практически невозможно проиллюстрировать прохождение препарата "X" через гематоэнцефалический барьер.
Видео. В большинстве случаев является самым мощным инструментом воздействия на обучаемого. В обязательном порядке, при использовании видео в наших системах ДО предусмотрена возможность управления просмотром видео (стоп, играть, перемотка вперед-назад и.т.п.) и возможность сквозного доступа к любому фильму (если в проекте их несколько).
Следует отметить, что наша компания самостоятельно создает видео-материалы, располагая необходимыми техническими ресурсами (студия, видео-камеры, микрофоны, свет и.т.п.) и подготовленным персоналом. Мы проводим съемку, синхронный монтаж с иллюстративным материалом, а также в случае необходимости анимамацию и 3D-моделирование.


Внешний вид страницы сайта Quiz.com.ua с видео-лекциями реально действующего
курса ДО по онко-урологии.

Модуль контроля знаний
В любой системе ДО важнейшая роль принадлежит объективному контролю качества знаний обучаемого и оценке эффективности методик обучения. По мнению А.К.Гультяева (2002), именно наличие модуля контроля знаний ( "подсистема диагностики" по автору) отличает обучающую систему от презентации или информационно - справочной системы. 
Для объективной оценки качества знаний необходимо наличие следующих компонентов:
- хорошо структурированного информационно емкого Модуля обучения, 
- подсистемы тестовых заданий - вопросов и ответов, 
- подсистемы мониторинга - контроль правильных - неправильных ответов, оценка времени на подготовку ответов и.т.п..
Очень важное значение мы придаем выбору метода тестирования.


Различные варианты построения модуля тестирования знаний обучаемого, применяемые в системе ДО Quiz.co.ua

В соответствие с рекомендациями IMS Global Learning Consortium, нами предлагаются следующие виды тестов:
Простой выбор. Испытуемому предлагается вопрос и два ответа, один из которых правильный.
Выбор из множества. Испытуемому предлагается сделать выбор единственно правильного ответа из 4 или 5. Данный тест можно усложнить, включив не один, а несколько правильных ответов в список. Испытуемому предлагается их указать, при этом количество правильных ответов в списке ему не известно.
Широко применяются тесты, построенные на манипулировании объектами: построение, перемещение и упорядочивание ответов. Например, в соответствие с определенным признаком (например, по убывающей) испытуемому предлагается разместить ответы.
Возможна организация тестов на основе заполнения текстовых или цифровых полей специальных форм и бланков. 

Следует отметить, что разнообразие вариантов тестов на этом не исчерпывается и зависит только от двух факторов: конечной цели обучения и фантазии авторов конкретного курса ДО. Наш опыт создания курсов ДО позволяет заключить, что наиболее часто применяются построение тестов по типу "выбор из множества" - вопрос имеет 4-5 ответов , из которых один верный. 
Количество вопросов в тесте не технически ограничено и зависит от целез и задач каждого конкретного курса ДО.


Внешний вид страницы сайта Quiz.com.ua с тестом реально действующего
курса ДО по онко-урологии. В данном случае применен тест типа «Выбор из множества»

Как уже отмечалось выше, подсистема мониторинга включает контроль правильных - неправильных ответов, фиксацию времени, затраченного испытуемым на обдумывания ответов, общее время работы с курсом ДО и.т.п. В принципе, современные программные средства позволяют создать курс ДО с мониторингом любой степени сложности, в зависимости, опять таки, от конечных целей обучения.

Модуль формирования отчета

Как следует из названия, модуль создает отчет на основании информации, поступающей на него из подсистемы мониторинга. В зависимости конечной цели мы можем создавать достаточно сложные отчеты, вплоть до отражения времени, потраченного испытуемым на каждый вопрос.

 

Теория и Стандарты Дистанционного обучения
Практическая реализация
Copyright © 2003-2015 MultiPrint All rights reserved
+380-50 156 36 78 a@multiprint.kiev.ua