Теория и Стандарты Дистанционного обучения

Введение

Технология построения учебных курсов на базе тех возможностей, которые предоставляют в настоящее время сети Интернет, позволяет создавать высокоэффективные системы дистанционного обучения (ДО)  отвечающие самым строгим требованиям. Эффективность обучения обеспечивается в первую очередь теми интерактивными мультимедийными средствами, которые используются в этих системах, а эффективность контроля над процессом обучения обеспечивается высокотехнологичными средствами сбора, хранения и анализа результатов прохождения обучаемыми назначенных им курсов ДО. Таким образом, удается совместить все плюсы заочного образования и самообучения при помощи мультимедийных компьютерных программ с плюсами очного образования, особенно в плане организации контроля, который является существенным фактором, работающим на результат процесса обучения.
Целью настоящего документа является анализ принципов создания, эксплуатации и оценки эффективности применения мультимедийных систем ДО при постдипломной подготовке врача, с учетом специфики украинского информационного пространства.

История вопроса

Дистанционное обучение значительно старше компьютерных технологий вообще, тем не менее, в последние 10 лет сам термин " E-learning " прочно ассоциирует с компьютером. 
Благодаря работе Всемирного Консорциума по Системам Управления Обучением (IMS Global Learning Consortium), в который вошли такие известные компании, как Apple, IBM, Oracle, Sun Microsystems, Microsoft, University of California - Berkley и др. появились стандарты в сфере систем ДО на основе мультимедийных технологий. Главным преимуществом стандартов IMS является практическая направленность разработанных документов, в основе которых множественные рекомендации и практический опыт большего количества фирм и организаций, работающих в сфере создания и применения мультимедийных обучающих систем. Разработанные стандарты доступны на сайте IMS - www.imsglobal.org. и будут более детально представлены ниже.

Понятия и терминология

Ввиду того, что данный документ рассчитан на широкий круг менеджеров системы медицинского образования (активных пользователей компьютерных технологий, но не являющихся профессиональными программистами), мы считаем необходимым кратко остановиться на трактовке некоторых понятий и терминов.
Прежде всего, попытаемся ответить на следующие вопросы: 
- Чем, собственно, мультимедийные обучающие системы (здесь и далее, в контексте систем ДО в практике постдипломной подготовки врача) отличаются от традиционных "бумажных" учебных материалов? 
- Является ли текстовый или графический учебный материал, записанный в электронном виде и переданный по сети Интернет обучающей программой?
- Каковы основные требования к системам ДО?
Основное отличие Мультимедийных Систем ДО  (МСДО) от традиционных печатных изданий и электронных книг заключается в следующих положениях: 

- МСДО предполагают обязательное наличие интерактивного взаимодействия между обучаемым и курсом ДО.
- МСДО должна не только донести до обучаемого, но и предоставить обучаемому возможность активного взаимодействия с самыми разнообразными видами электронной информации,

- МСДО в обязательном порядке должна содержать два основных модуля: Модуль обучения и Модуль контроля знаний. Если система не имеет Модуля контроля знаний, какой бы высококачественный визуальный и текстовой материал она не содержала, - такая обучающая программа, согласно рекомендациям IMS, не может считаться обучающей.
Таким образом, основные отличия создаваемых нами курсов ДО от традиционных учебных ("бумажных") материалов:
- мультимедийность,
- интерактивность,
- контроль и самоконтроль знаний. 

Следует понимать, что простая смена носителя информации - с "бумажного" на «электронный»  не создает никакого преимущества в процессе обучения, а в некоторых случаях приводит к затруднению изучения материала. Прекрасно созданная презентация, но не дополненная системой вопросов для контроля и самоконтроля знаний, - не является обучающей системой, а предоставляет собой всего лишь набор слайдов для демонстрации. Именно активное взаимодействие обучаемого с МСДО ("интерактивность") управляет размером и очередностью выдачи учебного материала, а также обеспечивает немедленную реакцию системы на действия обучаемого. Детализируем эти понятия. 

Мультимедийность - техническая характеристика программного продукта, подразумевает возможность органично интегрировать в проект любые виды электронной информации: видео, звук, анимацию, фото, PowerPoint -презентации, Macromedia Flash, гипертекст, текст, базы данных, трехмерную графику, возможность доступа в Интетернет и отправку-получение электронной почты. Благодаря комбинации этих средств и возможности моментальной сквозной навигации мультимедиа является практически самой мощной и эффективной формой представления информации. 
Интерактивность - как уже упоминалось, это взаимодействие обучаемого с МСДО. Согласно стандартам IMS элементы программы, обеспечивающие интерактивность - навигация по учебному курсу, гипертекстовые и гипермедийные ссылки, манипулирование объектами и.т.п. должны быть интуитивно понятны и не требовать от обучаемого специальных компьютерных знаний. Именно интерактивность дает обучаемому возможность выбора маршрута перемещения по Модулю обучения курса ДО, выбор вида и типа тестирования знаний (контроль или самоконтроль), возможность сохранения и передачу результатов тестирования и.т.п.
Контроль и самоконтроль знаний отличаются друг от друга по процедуре тестирования и обработки результатов. Самоконтроль знаний подразумевает перекрестное взаимодействие данных Модуля контроля знаний с данными Модуля обучения курса ДО.
На практике это выглядит следующим образом (как один из вариантов): Модуль контроля знаний предлагает обучаемому вопрос и 4-5 вариантов ответа, из которых только один правильный. В случае правильного ответа, МСДО предлагает обучаемому следующий вопрос и.т.д. В случае неправильного ответа, МСДО сообщает об этом обучаемому и автоматически ( или по желанию обучаемого) переводит его в Модуль обучения, именно в тот информационный сегмент, в котором обучаемый может найти правильный ответ на вопрос. 
При осуществлении контроля знаний, - испытуемый в процессе ответов на вопросы не информируется МОС о правильности или неправильности конкретного ответа на вопрос и знакомится с результатом только по окончанию теста.

Далее рассмотрим понятие "информационный носитель". Возможны три основные технологии поставки МОС: 
- по сети Интернет, так наз. "Сетевая технология", реализация в on-line,
- на CD-ROM -ROM (или DVD), так наз. "Кейс-технология", реализация в off-line,
- комбинированный,
В США и Европе, именно благодаря Интернет открылись очень широкие возможности по применению МСДО в педагогической деятельности. При обучении сотрудников отпала необходимость в почтовом обмене заданий и результатов их выполнения, Интернет значительно упростил и удешевил самй систему образования. На смену обычной почте пришла электронная, а лекции экзамены с успехом проводятся при помощи Интернет-видеоконференций. Экономический эффект очевиден, (учитывая транспортные расходы и расходы на организацию и проведение учебного курса), при этом качество обучения ни в коей мере не страдает, что подтверждено белее чем 10-летним опытом доставки МСДО по сетям Интернет в США. Так, по данным консалтинговой компании IDC, в США применение e-Learning в корпоративной стратегии подготовки персонала в 2004 году активно используется 63% фармфирм (соответственно 38% компаний в 1999 году). Исследования, проведенные Knowledge Anywhere в 2002 году показали, что по мнению сотрудников тех компаний, которые активно используют электронное обучение, наиболее важным для них является возможность обучения на рабочем месте в удобное время (так ответили 49% респондентов). 26% опрошенных назвали самым важным для себя возможность проходить обучение в устраивающих их темпе, 7% использовали широковещательные видео- или аудио-конференции, 37% компаний использовали смешанный подход к обучению - совмещая видеоконференции, e-learning и другие формы обучения (http://www.knowledgeanywhere.com/trainingreport). В этой связи, поставка МСДО на CR-ROM рассматривается компаниями в США и Европе, как дополнительный источник информации, отдавая предпочтение Сетевой технологии доставки обучающих систем.

В этой связи, в 2011 году компанией New Vivo Communication Group совместно с компанией MultiPrint был разработан, апробирован и внедрен в практику непрерывного врачебного образования проект QUIZ.COM.UA – представляющий собой систему Дистанционного Обучения для врачей и фармацевтов.

В этой связи, в 2011 году компанией New Vivo Communication Group совместно с компанией MultiPrint был разработан, апробирован и внедрен в практику непрерывного врачебного образования проект QUIZ.COM.UA – представляющий собой систему Дистанционного Обучения для врачей и фармацевтов.

 

 
Архитектура системы Quiz.com.ua
Практическая реализация
Copyright © 2003-2015 MultiPrint All rights reserved
+380-50 156 36 78 a@multiprint.kiev.ua